^вверх

Еще одна методика, где также используется работа в парах сменного состава, называется методикой Ривина.
Эта методика применяется для изучения теоретического мате-риала и помогает добиться высокого качества его усвоения. Более высокий уровень работы требует и более сложной организации.

Сущность методики Ривина заключается в том, что изучать тему одному ученику помогает весь класс. Это так называемое поабзацное изучение текста.

Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогая более тщательно и детально разобраться в теме.

Принцип работы состоит в том, что для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет.содержание, озаглавливает абзац (если на первом этапе трудно озаглавить, то можно записать главную мысль данного абзаца). Название абзаца или его главная мысль записывается в тетрадь учащегося его партнером.

Таким же образом данный ученик помогает своему товарищу-партнеру разобраться и в его абзаце, озаглавить и записать название ему в тетрадь. Все это выполняется при условии, что у каждого своя тема, отличная от другого.

Для проработки следующего абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает.ему содержание первого абзаца, а далее читает, обсуждает, выясняет с ним содержание второго абзаца. Вместе озаглавливают этот, второй абзац, и напарник записывает название данного абзаца ему в тетрадь. Таким же образом идет работа по изучению абзаца партнера.

Для третьего абзаца учащийся ищет нового напарника, рас-сказывает ему содержание первых двух абзацев и далее с ними читает, обсуждает, выясняет содержание третьего абзаца. Озаглавливают и записывают название в тетрадь. Затем он прослушивает рассказ своего напарника по изученным абзацам, помогает ему разобраться в новом, озаглавить и записать главную мысль этого нового абзаца в тетрадь и т. д.

После изучения всего текста для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме на малой группе с докладом.

Затем этот учащийся выбирает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.
На контроль ученики по их желанию выходят после изучения одной или нескольких тем.

Рассмотрим применение методики Ривина А.Г. на примере изучения темы «Азотсодержащие органические вещества» в 10 классе школы № 162 (учитель Буровцева Т. Т.).
Так как по этой методике происходит не последовательное изучение всей большой темы, а параллельное, то материал надо спланировать таким образом, чтобы такое изучение стало возможным.
По программе на данную тему отводится восемь часов, поэтому планирование было следующим:
I урок — ввод в тему.
II, III, IV, V уроки — работа в парах сменного состава по методике Ривина А.Г. с текстами учебника «Органическая химия» (Цветков Л. А. М., 1987).
VI, VII уроки — работа в блоках по генетической связи между углеводородами, кислородсодержащими и азотсодержащими.
VIII урок — контроль  (контрольная работа, собеседование).

На первом уроке был дан анализ всей темы в виде лекции с элементами беседы, с применением демонстрационного эксперимента.
В этой лекции-беседе было обращено внимание на особенность строения азотсодержащих как производных аммиака, их способности к основным свойствам за счет амногруппы  , а именно наличие пары электронов на азоте в . Дана классификация этих веществ, сравнение их свойств с аммиаком, с нитросоединениями. Значение аминокислот как структурной единицы для белков. Показаны опыты с метиламином и с раствором глицина .

Перед этим уроком был проведен урок учителем биологии о роли азотсодержащих органических соединений в жизни живых организмов.
На уроке ввода в тему были использованы таблицы по химии для X класса и таблицы по биологии -— аминокислоты, белки, а также фрагменты диафильма «Белки».

На следующих четырех уроках (по два сдвоенных урока) эта тема изучалась по методике Ривина (поабзацное изучение текста в парах сменного состава).

Работа была организована таким образом, что в одну неделю были даны четыре часа (вместо трех по программе), т. е. в течение двух дней по сдвоенному уроку.

К этим урокам отпечатали алгоритм работы «Поабзацное изучение текста в парах сменного состава», приготовили конспекты-рекомендации к докладам, сделали лист учета большого формата, чтобы ученики сами координировали изучение тем, и лист учета для учителя, с помощью которого можно в любой момент организовать малую группу для доклада, проконтролировать выполнение эксперимента.

Эксперимент готовился заблаговременно и был выставлен на парты с описанием хода работы. Для подготовки к докладу по синтетическому волокну учащиеся пользовались диафильмом «Волокна». На кафедре лежала дополнительная литература, используемая для выступления на малой группе. На каждую от-дельную тему-текст был назначен по желанию ученик-консультант.

Объявление

Сайт переехал с "условно-бесплатного" на платный хостинг.

 Copyright © 2018 Тамтро