^вверх

Коллективные формы обучения нашли широкое применение при изучении химии в школе.

Для того чтобы использовать их в своей практике, учителю надо помнить взаимосвязь тех основных понятий современной дидактики, которые выработаны кандидатом педагогических наук Дьяченко Виталием Кузьмичём, создателем теории КСО (коллективного способа обучения).

По данной теории процесс обучения — особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности.

Исходя из этого, можно выделить 4 вида общения:

1. Опосредованное, когда нет обратной связи. Например, чтение научных статей, печатного текста, просмотр телевизионных программ, прослушивание радиопередач.

Непосредственное, когда есть обратная связь.

Непосредственное общение можно подразделить на три вида:

2. Парное (один говорит и один слушает), т. е. общение в паре постоянного состава.

3. Групповое (один говорит и несколько человек слушают; несколько: это может быть два, три и т. д., множество людей).

4. Коллективное (каждый с каждым общается по очереди, в паре). Для обозначения такого общения используется термин «общение в парах сменного состава».

У А. Г. Ривина этот вид общения называется «сочетательный диалог», а в литературе — «динамические пары», «диалогические сочетания».

Если принять во внимание, что этот вид общения занимает главенствующее положение в общении между людьми (дома, в семье,— сначала с одним, а потом с другим, третьим членом семьи; затем сотрудники, библиотека, магазины и т. д.), то не случайно такой вид общения иначе называют «естественным общением».

Остальные виды общения — сочетание уже выделенных структур общения.

Данные четыре вида общения образуют определенные организационные формы обучения.

Таких основных организационных форм четыре:

1. Индивидуальная. Образующий вид общения — опосредованное общение.

2. Парная. Общение в парах постоянного состава.

3. Групповая. Общение в группе.

4. Коллективная. Общение в парах сменного состава.

Все эти организационные формы обучения определяют способы обучения.

Способы обучения — это осуществление учебного процесса в целом, через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей.

Исторический и практический интерес представляют следующие способы обучения:

Индивидуальный способ обучения (ИСО).

Он организуется с использованием индивидуальной и парной организационных форм. Ведущая — парная организационная форма.

Групповой способ обучения (ГСО).

Этот способ организуется с использованием индивидуальной, парной и групповой организационных форм. Ведущая — групповая организационная форма.

Коллективный способ обучения (КСО).

Он включает четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную. Ведущая — коллективная организационная форма,

Каждый способ осуществляется на основе реализации своих принципов. Принципы КСО разработаны В. К Дьяченко (г. Красноярск).

Исторически, в конкретный период развития человечества, общепринятым был тот или иной способ обучения, в зависимости от социально-экономической формации.

Коллективный способ обучения— как способ — еще полностью не реализован. Используются только отдельные приемы, основанные на главной идее: применение коллективных форм работы в процессе изучения различных предметов в школе.

Коллективная форма работы — учебные занятия в парах сменного состава — направлена на выработку таких важных умений, как:

1) самостоятельно изучать литературу;

2) мыслить творчески, анализировать и делать выводы;

3) излагать свои мысли, знания полностью и без искажений (научить другого);

4) слушать, получать информацию (вникать в суть дела, ставить вопросы);

5) обладать хорошими знаниями;

6) коллективно трудиться: навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтроля и самооценки.

Объявление

Сайт переехал с "условно-бесплатного" на платный хостинг.

 Copyright © 2018 Тамтро