^вверх

Сущность методики взаимообмена заданиями заключается в следующем:

передача информации от одного ученика (носителя данной информации) другому ученику (не обладающему данной информацией) при работе в парах сменного состава — проговаривание данной информации и запись ее в тетрадь партнера.

Так, например, при изучении темы «Металлы главных подгрупп» в 9 классе один ученик был носителем информации о восстановительных свойствах щелочных металлов и должен был рассказать на примере металла натрия о его способности окисляться на воздухе, в воде и в кислотах, а также отработать умения и навыки записи окислительно-восстановительных процессов, на электронном уровне.

Другой ученик, обладая знаниями свойств соединения аллюминия, обменивался этими знаниями, говоря о таком важном свойстве, как амфотерность, восстанавливая в памяти ученика умения и навыки в написании ионных уравнений.

Проговаривая свои задания, ученики развивают монологическую речь, учатся говорить научным языком, правильно оперировать химическими терминами и понятиями. Полученные знания каждый ученик воспроизводит на новом уровне при непосредственном контроле партнера. Таких обменов заданиями столько, сколько заложено в изучении темы новой информации (т. е. столько и возникает сменных пар).

Для того чтобы изучать новые темы курса с помощью данной методики, надо сначала использовать работу в постоянных парах.

Так, прежде чем учащиеся работали в парах сменного состава, они на предыдущих уроках — после прохождения темы «Подгруппа азота» — работали в парах постоянного состава: взаимодиктанты по свойствам азотной кислоты и ее солей, работа с текстами по изучению минеральных удобрений, отработка вопросов семинарского занятия по повторению и систематизации знаний всей темы.

Можно хорошо показать приемы работы по этой методике на примере решения задач. Этот опыт использовали учителя Паюла Л. И., Буровцева Т. Т., Соловьев А. С., Долотова М. А.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ВЗАИМООБМЕНА ЗАДАНИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Во-первых, надо помнить, что не каждую тему можно изучать, используя данную методику.

Во-вторых, эта методика требует большого напряжения сил, огромной самоотдачи, учащиеся быстро устают, и поэтому надо регулировать данный процесс, Должно быть четкое планирование учебного материала.

По программе тема «Металлы главных подгрупп» — 8 часов. Чтобы использовать методику взаимообмена заданиями, время было спланировано следующим образом.

Первый урок — ввод в тему (лекция с использованием всего демонстрационного эксперимента).

Второй, третий, четвертый уроки — работа в блоках на основе пар сменного состава.

Пятый урок — практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач по разделам «Щелочные металлы» и «Кальций».

Шестой урок — контроль знаний по теме, комбинированный опрос: письменный (контрольная работа), устный (собеседование).

Седьмой и восьмой уроки — углубление материала (можно использовать сократовский диалог или дать это методикой взаимопередачи тем).

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Вся тема разбивается на подтемы.

В данном случае тема «Металлы главных подгрупп» — один блок заданий, т. е. в классе, или учебной группе, работал только один блок.

В случае большой темы, как, например, «Углеводы» в 9 классе, блоками заданий были подтемы:

Блок № 1 «Глюкоза и фруктоза».

Блок № 2 «Дисахариды».

Блок № 3 «Полисахариды».

Блок № 4 «Волокна».

Структурирование материала должно быть не линейным, а параллельным, чтобы начинать можно было с любой карточки.

Карточка-единица структуры блока. Она несет одну законченную мысль; следовательно, по содержанию все карточки разные, но в рамках данной темы (подтемы), которая объединяет все карточки одной идеей.

Виды карточек могут быть самыми различными.

Главная идея карточек — эталонная информация и две-четыре задачи на эту тему. Эталонную информацию можно заложить в карточку при помощи текста; указанием страниц учебника или другого пособия, тетради и т. д.; конспекта, графика, схемы, вопросов и др.

Объявление

Сайт переехал с "условно-бесплатного" на платный хостинг.

 Copyright © 2018 Тамтро