^вверх

Если рассматривать классификацию методик коллективной работы по возможности передачи информации, то методика Ривина и методика взаимообмена заданиями отличаются друг от друга.
Методика Ривина предполагает наличие пары: ученик 1 — ученик 2 — и информации между ними, которую надо изучить. В данном случае и тот, и другой находятся в равном положении: каждый изучает глубоко только свою тему.

В случае методики взаимообмена заданиями один ученик— носитель информации, т. е. выступает в роли учителя , а другой — в роли ученика, затем они меняются ролями.

К этой же группе методик относится и методика взаимопередачи тем («ВТ»).

Под темой понимается определенный теоретический вопрос небольшого объема. Например, в разделе «Металлургия» — получение металлов из руд различными способами: восстановление водородом, коксом, оксидом углерода (II), электролизом, металлотермией и подобранные к этим темам задачи, упражнения, практические задания, опыты или контрольные вопросы.

Карточки по этой методике для работы в парах сменного состава составлены таким образом, что после каждого пункта плана даны контролирующие или уточняющие вопросы, затем практическая или расчетная задача.

Так, при обобщении разделов «Углерод и кремний» и «Металлы главных подгрупп» был проведен сдвоенный урок «Соединения углерода, кремния и алюминия в природе». Класс был разделен на малые группы, которым предложены следующие задания: изучить «Карбонаты в природе», «Силикаты в природе», «Оксиды углерода и кремния в природе», «Оксид алюминия в природе».

Пример одной из карточек:

К-1

I. Химический состав, с. 147_6.
Можно ли отмыть от примесей данный минерал (аметист) раствором соляной кислоты, плавчковой кислоты или горячим раствором щелочи? Ответ пояснить.
II. Строение кристаллической структуры.
1. Какова должна быть твердость по шкале Мооса? Сравните с табличными данными.
2. Чем определяется фиолетовой цвет кристалла?
III. Применение, с. 148.
IV. Нахождение в природе, с. 148.
1. Укажите на карте РФ месторождения данного минерала.
2. Существует ли проблема получения этого минерала искусственным путем?
V. Применение данного минерала как химического сырья. Возможно ли это в данном случае?
VI. Задача
При исследовании 10 г аметиста в нем было обнаружено 4,5 г кремния. Вычислить массовую долю примесей в данном образце.

Возможна и другая структура карточки, которая использовалась учителем школы № 31 Октябрьской железной дороги Н. А. Крейль.
Дана сжатая информация о восстановлении металлов из руд коксом, а затем на эту тему обучающая задача — с полным алгоритмом ее решения — и контрольный вариант задачи данной карточки.

Суть работы заключается в том, что сначала ученики самостоятельно изучают тему по плану, отвечают на уточняющие или контролирующие вопросы в своей тетради, решают расчетные за-дачи или делают эксперимент.

Передача в паре осуществляется следующим образом. Передающий рассказывает содержание первого пункта плана, разъясняет трудные моменты, проверяет правильность понимания вопроса и предлагает напарнику те задания, которые следуют после первого пункта плана. Далее передает содержание второго пункта плана, проверяет правильность усвоения по тем вопросам, которые стоят после второго пункта. После этого партнеры меняются ролями.

Когда передано содержание теоретических вопросов и решены задачи, партнеры начинают самостоятельно решать более трудные задачи или готовятся к докладу по данной теме.

Каковы же особенности данной методики?
Самостоятельность изучения темы с помощью литературы развивает необходимые для изучения учебной и научной литературы умения. При этом возникают оптимальные условия для реализации индивидуального подхода и элементов проблемного обучения. Что очень важно еще: это не вынужденный, а естественный прием повторения изучаемого материала.

Каждый из учащихся развивает в себе умение излагать свои мысли, знания полностью и без искажений, вырабатывает навыки слушать своего товарища.
Приобретаются в деятельности и нравственные аспекты: взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к мнению другого. Программа осваивается общими усилиями, т. е. основная деятельность учащегося приобретает коллективный характер.

 

Все рассмотренные методики помогают сознательному усвоению учебного материала, развивают творческое мышление учащихся, учат диалогическому общению, прививают взаимопомощь и взаимовыручку.

При выборе той или иной методики надо учитывать и содержание изучаемого материала, и уровень интеллектуальной подготовленности класса, и психологическую особенность взаимоотношений в коллективе.

Методикой А. Г. Ривина можно воспользоваться тогда, когда у учащихся сформированы познавательные интересы, хороший контакт с классом учителя и учащихся друг с другом. Здесь очень важен строгий отбор материала, и всегда надо помнить о сложной организации учебного процесса в жестких рамках классно-урочной системы.

Две другие методики — взаимообмена заданиями и взаимо-передача тем по сути своей относятся к одной группе методик и могут быть успешно использованы после того, как учащиеся научатся работать в постоянных парах.
Коллективная форма обучения по своей сути — технология саморазвивающейся кооперации, а если это так, то за ней будущее.

Объявление

Сайт переехал с "условно-бесплатного" на платный хостинг.

 Copyright © 2018 Тамтро